Маркетинговое исследование может быть дешевым, недорогим и быстрым, если вы делаете его самостоятельно. Для бизнеса с ограниченным бюджетом это единственный выход, но он требует базовых знаний и подготовки. Из этой статьи вы узнаете, как запустить исследование рынка и завершить его за 2—3 недели.
Оценка прибыльности базируется на анализе целевой аудитории и конкурентов. Грубо говоря, спроса и предложения. Если рынок перенасыщен, нужно иметь сильное преимущество, чтобы продержаться на плаву. Изучите конкурентов, найдите свободную нишу и попытайтесь сформировать уникальное торговое предложение так, чтобы оно выделяло вашу компанию на фоне остальных.
Например, наши клиенты из «Доктор.Сервер». Они поняли, что небольшим предприятиям Минска невыгодно держать в штате системного администратора и других технарей, а потому предложили те же услуги по дешевой месячной подписке. Как итог, уникальное торговое предложение и большое количество клиентов.
Если вы уже выбрали узкую нишу, начните с изучения целевой аудитории. Узнайте, как они находят интересующие услуги, какими критериями руководствуются при выборе и т. д. Эта информация упростит поиск возможных конкурентов, а соответственно — их анализ.
Если вы уже готовитесь пролистать эту информацию, переходя к «более существенной», можно сразу закругляться и заказывать проект у профессионального маркетолога. Если же вы хотите подойти к задаче ответственно, начните с подготовки:
В рамках подготовительного этапа у вас формируются вопросы о целевой аудитории, на которые нет ответа. Обязательно выпишите их, чтобы потом использовать в опросниках.
Исследование может быть организовано в рамках опроса или тестирования продукта, но базируется оно на десктопном методе — поиске информации в Сети. Это сайты конкурентов, социальные сети, новости индустрии и т. д. Действуем следующим образом:
Обратите внимание: результаты опросов и исследований в открытом доступе не будут отражать ситуацию на рынке для малого регионального бизнеса. С другой стороны, рекомендуем ознакомиться с ними, чтобы оценить перспективность направления.
Этот метод используется, чтобы конкретизировать портрет ЦА или подтвердить информацию, полученную в ходе десктопного исследования. В качестве фокус-группы могут выступать друзья и знакомые, люди на тематических форумах, подписчики конкурентов и т. д. Главное — совпадение с ЦА. Если вы организуете все это бесплатно, не делайте больше 5—7 вопросов в одной анкете. Люди не захотят тратить время — начнут ставить галочку где угодно, лишь бы быстрее. Результаты получатся необъективными.
Рекомендуем присмотреться к специальным сайтам с опросами (например, Simpol или Google Forms), если вашей ЦА удобнее отвечать в режиме онлайн. Больше информации можно получить, дав людям возможность протестировать продукт. Чтобы избежать статистической погрешности, выборка должна состоять из 50+ человек. Заменить опросник можно глубинным интервью с фокус-группой, которая согласится отвечать на ваши вопросы 30—40 минут. Так данные получатся более обдуманными, но респондентам придется заплатить.
Если вам посчастливилось иметь среди друзей или знакомых эксперта в области, есть уникальная возможность получить инсайдерскую информацию. Конечно, мнения одного эксперта будет недостаточно, чтобы сформировать полную картину, но вы будете предупреждены о подводных камнях, возможных угрозах и современных тенденциях, о которых не скажут в открытых источниках.
Мы всегда готовы профессионально оказать услуги по маркетингу, начиная от базового seo продвижения сайта до комплексного интернет-маркетинга.