Создание проектов и продвижение
вашего бизнеса
сегодня!

Анализ для White Paper: нужен ли стартапу блокчейн?

22.01.2018

Сегодня подавляющее большинство новых проектов стремятся использовать технологию блокчейн, и уже сформировалась инфраструктура, в рамках которой инвесторы могут выбрать потенциально прибыльный проект  вложиться в токены. Однако время идет, и подавляющее большинство блокчейн-стартапов «прогорели» - проекты оказались невостребованными на рынке, а некоторые из них просто оказались «скамом», задуманным лишь ради того, чтобы заполучить деньги инвесторов на хайповой теме.

В последнее время инвесторы стали осторожнее – (по данным icorating.com) к концу 2017 года во всем мире 70% стартапов не собрали и 90% необходимых средств. К осени количество фейковых проектов приблизилось к отметке 60%, и в это число не вошли стартапы, которые прекратили свое существование по иным причинам. Впрочем, это не удивляет, статистика от РБК говорит о том, что всего 11% стартапов располагают перед проведением ICO рабочим продуктом.

Блокчейн – это лишь одна из многочисленных схем реализации идеи, и намного важнее то, чем эта идея может быть полезной в плане получения прибыли, какие вопросы решает предлагаемая услуга и будет ли она востребована потенциальным потребителем. Инвесторы, имеющие определенный опыт вложений в ICO, понимают, что тот лишь факт, что проект реализован на блокчейне, вовсе не гарантирует успешность стартапа.

Молоток на блокчейне: затейливо, но бесполезно

Блокчейн нужен, чтобы защитить записи транзакций или инных данных от несанкционированных изменений, от невозможности продать дважды один и тот же актив - эти качества востребованы не только в криптосетях, но и в любых системах, предполагающих архивирование данных (например, система здравоохранения).  Собственно, технология может быть задействована в том случае, если между пользователями проводятся сделки или возникают какие-либо партнерские взаимоотношения, требующие решения проблемы доверия. В иных случаях блокчейн окажется просто бесполезным. Таким образом, наиболее востребованной технология оказалась в таких сегментах, как финансы, инфраструктура, инвестиционная деятельность.

Не все блокчейн-проекты могут быть полезными, некоторые из них, несмотря на хайповую привлекательность, могут только усложнить бизнес-процессы.  Например, кофе-машина на биткоинах, установленная в аэропорту – вряд ли пользователю понравится дожидаться подтверждения транзакции, так он просто опоздает на рейс, легче рассчитаться наличными или алтернативными альткоинами, если это позволяет решение.

Как понять – нужен ли стартапу блокчейн?

Сейчас прослеживается следующая тенденция: ICO проводится как один из этапов маркетинговой стратегии, чтобы просто «засветиться» на хайпе и привлечь инвестора со стороны. Однако эксперты компании AdFISH.BY, занимаясь проведением анализа и разработкой маркетинговой стратегии ICO, рекомендуют стартаперам сначала понять, действительно ли их проекту нужен блокчейн. Для этого нужно найти ответы на следующие вопросы:

• Какие конкретно задачи будут решаться именно за счет блокчейн-технологии (исключая, конечно, вопрос привлечения инвестиций через ICO). Что именно технология сможет удешевить / ускорить / защитить при проведении текущих бизнес-процессов?

• Какую пользу принесут пользователям и инвесторам распределяемые токены? Можно ли ими оплатить какие-либо услуги в рамках стартапа? Если токены нужны только для того, чтобы привлечь финансирование, может быть, лучше использовать краудфандинг или венчурное инвестирование?

И только после того, как получены ответы на эти вопросы, можно приступать к изучению целевой аудитории, а затем и к составлению White Paper – документа, который на самом деле для стартапера не менее важен, чем для инвестора.