Сегодня подавляющее большинство новых проектов стремятся использовать технологию блокчейн, и уже сформировалась инфраструктура, в рамках которой инвесторы могут выбрать потенциально прибыльный проект вложиться в токены. Однако время идет, и подавляющее большинство блокчейн-стартапов «прогорели» - проекты оказались невостребованными на рынке, а некоторые из них просто оказались «скамом», задуманным лишь ради того, чтобы заполучить деньги инвесторов на хайповой теме.
В последнее время инвесторы стали осторожнее – (по данным icorating.com) к концу 2017 года во всем мире 70% стартапов не собрали и 90% необходимых средств. К осени количество фейковых проектов приблизилось к отметке 60%, и в это число не вошли стартапы, которые прекратили свое существование по иным причинам. Впрочем, это не удивляет, статистика от РБК говорит о том, что всего 11% стартапов располагают перед проведением ICO рабочим продуктом.
Блокчейн – это лишь одна из многочисленных схем реализации идеи, и намного важнее то, чем эта идея может быть полезной в плане получения прибыли, какие вопросы решает предлагаемая услуга и будет ли она востребована потенциальным потребителем. Инвесторы, имеющие определенный опыт вложений в ICO, понимают, что тот лишь факт, что проект реализован на блокчейне, вовсе не гарантирует успешность стартапа.
Блокчейн нужен, чтобы защитить записи транзакций или инных данных от несанкционированных изменений, от невозможности продать дважды один и тот же актив - эти качества востребованы не только в криптосетях, но и в любых системах, предполагающих архивирование данных (например, система здравоохранения). Собственно, технология может быть задействована в том случае, если между пользователями проводятся сделки или возникают какие-либо партнерские взаимоотношения, требующие решения проблемы доверия. В иных случаях блокчейн окажется просто бесполезным. Таким образом, наиболее востребованной технология оказалась в таких сегментах, как финансы, инфраструктура, инвестиционная деятельность.
Не все блокчейн-проекты могут быть полезными, некоторые из них, несмотря на хайповую привлекательность, могут только усложнить бизнес-процессы. Например, кофе-машина на биткоинах, установленная в аэропорту – вряд ли пользователю понравится дожидаться подтверждения транзакции, так он просто опоздает на рейс, легче рассчитаться наличными или алтернативными альткоинами, если это позволяет решение.
Сейчас прослеживается следующая тенденция: ICO проводится как один из этапов маркетинговой стратегии, чтобы просто «засветиться» на хайпе и привлечь инвестора со стороны. Однако эксперты компании AdFISH.BY, занимаясь проведением анализа и разработкой маркетинговой стратегии ICO, рекомендуют стартаперам сначала понять, действительно ли их проекту нужен блокчейн. Для этого нужно найти ответы на следующие вопросы:
• Какие конкретно задачи будут решаться именно за счет блокчейн-технологии (исключая, конечно, вопрос привлечения инвестиций через ICO). Что именно технология сможет удешевить / ускорить / защитить при проведении текущих бизнес-процессов?
• Какую пользу принесут пользователям и инвесторам распределяемые токены? Можно ли ими оплатить какие-либо услуги в рамках стартапа? Если токены нужны только для того, чтобы привлечь финансирование, может быть, лучше использовать краудфандинг или венчурное инвестирование?
И только после того, как получены ответы на эти вопросы, можно приступать к изучению целевой аудитории, а затем и к составлению White Paper – документа, который на самом деле для стартапера не менее важен, чем для инвестора.